Автор книги – старший брат югославского президента Слободана Милошевича, погибшего в тюрьме Гаагского трибунала, политический деятель, дипломат, бывший посол Югославии в России. Сборник охватывает драматический период истории распавшегося государства – агрессия НАТО в 1999 году, государственный переворот 2000 года, выдача Слободана Милошевича так называемому Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии, разрушение республики, отторжение Косова и создание там криминального псевдогосударства, беспрецедентное давление Запада на Сербию…
Трагедия Югославии и её ядра Сербии рассматривается в книге с разных сторон. Позиция Запада для нас понятнее всего – его давняя ненависть к славянству и к православию хорошо известна. Борислав Милошевич подробно рассказывает о лицемерии и подлости государственных и военных деятелей стран НАТО, о гаагском судилище, о происках Ватикана, о цинизме и лживости западных СМИ. Чего стоят хотя бы двойные стандарты в отношении к сербской и албанской стороне косовского конфликта. «Респектабельные» западные господа отдали албанским бандитам, торгующим человеческими органами, вырезанными из несчастных людей, власть над краем, «откуда пошла есть сербская земля».
Что касается нашей страны, Борислав Милошевич считает, что при «догорбачёвском» СССР агрессия Запада против Югославии не смогла бы состояться. Она произошла при попустительстве «наших» перестройщиков. Автор прямо называет тех, кто в этом повинен – Горбачёва, Яковлева, Шеварднадзе, Козырева и некоторых других. Одна из глав так и называется: «Москва могла сделать больше». Но в целом Борислав Милошевич очень сдержанно пишет о неблаговидной роли «князей» горбачёвско-ельцинской эпохи в югославских делах. Именно «князей», а не народа. Отмечает он и тот факт, что почти все российские СМИ дули тогда в западную дуду. Молчала российская интеллигенция, которая всегда гордилась тем, что защищает обиженных.
А мне лично запомнилось, как, делая вид, что проявляет объективность, один наш телеканал, не устававший вещать о «преступлениях сербов», однажды походя сообщил, что пострадал «ортодоксальный монастырь». Это была изощрённая подлость. Ортодоксальный – это значит православный по-английски, но подавляющее большинство телезрителей этого не знает. Я тогда опросил несколько десятков человек, и почти все посчитали, что речь шла о каком-то «сектантском» монастыре. Впрочем, вполне возможно, что сотрудники канала и английского-то не знают.
Да что там частный факт с разрушением монастыря! Спросите любого «интеллигента» из либералов: что за дата 11 сентября. Как же, как же, тут же ответят вам, в тот день в 2001 году «террористы» зверски разрушили два небоскрёба в Нью-Йорке. А что такое 23 марта? Молчание будет ответом. День начала натовских бомбардировок Югославии в 1999-м он «не помнит». А почему? Американцы давно подсчитали, что человек твёрдо запоминает лишь факт, о котором он не менее восьми раз читал в газете. Разрушение нью-йоркских небоскрёбов нам показывали бессчётное число раз. А горящий Белград? И как показывали?
«Отличалось» не только телевидение. Автор книги вспоминает, как во время позорного суда над Слободаном Милошевичем в наших газетах было опубликовано поддельное интервью с ним, в котором искажённо представлялось его поведение на процессе. Это интервью было перепечатано и вызвало немалый отклик. Нет, не на Западе, а в Югославии, где массовый читатель привык доверять Москве.
Особый разговор о внутренних причинах гибели федеративного государства Югославия. Да, там, особенно в Хорватии и Словении, то есть в республиках с преобладанием католиков, издавна тлели сепаратистские настроения, подогреваемые Ватиканом. Но дело было не только в этом. Рассказывая о сложной, противоречивой фигуре многолетнего лидера страны Иосипа Броз Тито, автор указывает на роковую ошибочность его линии по отношению к сербам – самому многочисленному народу своей страны.
«Он проводил такую политику, – пишет Борислав Милошевич, – которая выражалась, упрощённо говоря, в лозунге «Если будет слаба Сербия – то Югославия будет сильной». То есть Сербия, от которой всё время исходит опасность гегемонии (так считалось в Хорватии и Словении ещё при создании первой Югославии, такой была и позиция Коминтерна), как самая крупная в экономическом, политическом, культурном смысле республика должна жить ради других…
Тито, стремясь сохранить единое государство, молчал о геноциде сербов на территории Хорватии во время Второй мировой войны, ни разу не посетил Ясеновац, где в лагере было убито 700 тысяч сербов, а также десятки тысяч евреев и цыган.
Читаешь книгу и видишь поразительное сходство югославской трагедии с судьбой СССР. От того же Коминтерна, о котором упомянул Борислав Милошевич, от «ленинской гвардии» идут страхи перед Россией, перед «великодержавным русским шовинизмом», желание ради «подъёма братских республик» обескровить Россию. Чем это кончилось – мы знаем.
Эти страхи и диктуемая ими политика никуда не делись.