«Оправдание добра» – главное произведение выдающегося русского философа, поэта, публициста и критика Владимира Сергеевича Соловьёва, которому исполнилось 160 лет. В своей философско-этической работе он развивает мысли, близкие философии славянофилов – А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, – о стремлении к универсальному всеединству, к достижению «цельной жизни» и «цельного творчества». У человека, считал Соловьёв, есть общая высшая потребность всецелой или абсолютной жизни. «Оправдание добра» посвящено отцу философа, историку Сергею Михайловичу Соловьёву, и деду, священнику Михаилу Васильевичу Соловьёву. Работа носит подзаголовок: «Нравственная философия», и в нём отражён одновременно и традиционно русский, и новаторский аспект творчества оригинального мыслителя. В сфере личной и общественной нравственности потребность цельности удовлетворяется «последованием Христу». Цель человеческой истории Соловьёв видит в преображении мира. Однако преображение человека и человечества Соловьёв понимал не вполне в христианской традиции, призывая к «теургическому деланию» – участию человечества в осуществлении божественного промысла, к превращению мирского царства в Царство Божие. Эта «вольность» толкала философа к созданию утопического проекта соединения православия и католицизма в «свободную теократию». Но, как говорил Толстой, высоко ценивший Соловьёва, его «энергия заблуждения» отступает перед общим пафосом, надеждой философа на то, что человечество рано или поздно освободится от пагубной власти индивидуалистических заблуждений.