Размышляя над вопросом, а о чем же эта пьеса, в голову приходит лишь словосочетание – всепроникающее чувство безысходности. Именно оно преследует, находящихся в неволе, борцов сопротивления, которых ждут мучительные пытки и неминуемая смерть. Весь сюжет разворачивается не только в атмосфере насилия над человеческим телом, но и в истязающих размышлениях о приближающемся конце.

Пять человек, которые обречены на смерть, разного пола, разного возраста с разными взглядами на жизнь, объединенные лишь общей целью – спасти своих товарищей, которые должны были войти в город, но, проводимая операция провалилась и теперь их ждала неминуемая гибель, и только выживший и свободный командир мог их предупредить.

Уже само название намекает читателю, что такое вполне возможно: умереть, до наступления физической смерти. Для меня стало открытием, на сколько человек, потерявший всё и даже веру в наступление завтрашнего дня, может быть силен, и сломлен одновременно и сколь на удивление сильным может быть желание обрести надежду, когда, казалось бы, смерть – единственный выход.

Терзания заключенных и не меньшие терзания палачей, вот та ось, вокруг которой вертится повествование, но не стоит упускать из вида и одного единственного стороннего наблюдателя, чьи страдания, возможно, отчасти превосходят всю боль основных героев.

Сартр во многих своих произведениях развивал тему несвободы, но пьеса «Мертвые без погребения», на мой взгляд, одно из сильнейших творений автора. В нём отображено, на что готов пойти человек во имя долга и других людей, как то самоубийство Сорбье, понявшего, что больше не в силах скрывать тайну и переносить пытки. Или же молчаливое согласие Люси на убийство собственного пятнадцатилетнего брата, слишком юного и озлобленного на Жана (командира, которого поймали, но не раскрыли до самого конца) и мог заговорить.

Вся пьеса пронизана этой, постепенно умирающей, надеждой, на то, что человек остается человеком, даже перед лицом смерти, но пытки выжигают остатки человечности и оставляют лишь пустоту. Как великолепно показана автором, та разрастающаяся пропасть, между Жаном, который жив и будет жить и теми, кому отведено время до рассвета. Как разделяет людей на до и после осознание неминуемой гибели, и отходят на второй план все угрызения совести и все проблемы, которые когда-то были. Но не смирение и способность воспринять казнь как освобождение удивляет больше всего. То желание, желание жить, которое

Сартр показал в своем произведении, вот, что заслуживает особого внимания. Именно лучик надежды, на возможное освобождение, породил волну борьбы между тем, что было содеяно и этим непреодолимым желанием жить, несмотря ни на что, именно надежда, которая произвела метаморфозу и вернула к жизни тех, кто, казалось бы, уже умер.