Если сейчас спросить у меня, кто мой любимый русский писатель ХХ века, то я отвечу не задумываясь – их двое, это Аркадий и Борис Стругацкие. Конечно, не все их книги я люблю, я не из преданных фанатичных читателей, которые цитируют любое их произведение, просто литература Стругацких удивительно цельная, захватывающая, увлекающая, и значение в ней как будто всегда имеет подтекст, а не то, что написано прямым текстом.

Их надо читать чувствуя, переживая, задумываясь, а не просто поглощать написанное, как чистую информацию. То, что не всегда заметишь с первого взгляда, может открыться в другой раз, когда у тебя будет другое настроение или когда у тебя появится новый опыт в жизни. Часто Стругацких рекомендуют читать подросткам, однако некоторые вещи для них остаются незамеченными. За активным и увлекательным сюжетом кроется всегда гораздо большее, что сложно прочувствовать, будучи в юношеском возрасте.

Мне нравится то, что в книгах Стругацких недосказанность играет огромную роль – они не расписывают подробности какого-то явления, которое является, возможно, ключевым в произведении, они лишь обрисовывают, намекают, а наше воображение или наши чувства сами достраивают картину мира в этой книге. В данном случае я хочу рассказать о потрясающей повести «Пикник на обочине». Довольно небольшое произведение производит неизгладимое впечатление на читателей.

Зона… Это, по сути, главный герой книги Стругацких. А не Рэдрик Шухарт, сталкер, жизнь которого она изменила, искорежила, или же просто составила его судьбу. Зона – это место посещения инопланетянами Земли, их короткое пребывание изменило структуру пяти (кажется) клочков земли, территория их не так велика, однако для человека опасна и неизведанна. Мы знаем столько же, сколько и люди, живущие неподалеку от нее, писатели не открывают нам секретов – почему и как изменились здесь земля и воздух, как возникают аномалии, что за предметы – артефакты – оставили после себя внеземные гости. Но представлять, догадываться, строить предположения, как, собственно, и герои книги, или просто довольствоваться тем немногим, на что дается намек – куда интересней, чем читать описанное в подробностях и разжеванное самими писателями. В деле таинственного и недосказанного Стругацкие мастера.

Казалось бы, не описано ни жути, ни страшных подробностей, но при прочтении книги порой бегут мурашки. Стругацкие снова придумали целый мир, пусть он и находится не на далекой чужой планете, а на нашей собственной, хоть без инопланетян и не обошлось. В этом мире есть и своя терминология, и особенности, и люди, живущие благодаря его специфике. Так и появляются сталкеры, артефакты, аномалии и пр. Но как всегда Стругацкие обращают внимание не на внешние атрибуты, а на судьбу героя – человека, на его чувства и его отношение к окружающему и самому себе. И здесь мы видим, как Зона влияет на героя, он, казалось бы, может поступить так или иначе, сделать тот или иной выбор. И иногда нам кажется, что мы понимаем, почему он так делает. И в этом больше страшного и жуткого, чем во всех аномалиях Зоны. Самая неизведанная территория – не место, где пришельцы-путешественники остановились на пикник, а душа человека. Как для окружающих, так и для него самого.

О сюжете произведения подробно писать не буду — его надо прочесть самому.